В 2004-2005 учебном году Московская область приняла активное участие в реализации проекта Национального Фонда подготовки кадров «Реформа системы образования» по направлению «Развитие системы управления образованием на школьном уровне (пилотные школы)». В числе 20 пилотных школ Российской Федерации участвуют 3 школы Московской области:
1. Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия» Дмитров», г. Дмитров;
2. Муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 6», г. Дубна
3. Муниципальное образовательное учреждение «Дзержинский муниципальный образовательный лицей № 3 им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова», г. Дзержинский.
По итогам рабочего семинара, который проходил в с 30 июня по 2 июля 2005 года в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования каждая школа представила свою примерную программу экспериментальной деятельности по развитию управления образованием на уровне образовательного учреждения на период до октября 2006 года, в которой отражена деятельность школы по следующим направлениям:
- Самостоятельная финансово-хозяйственная деятельность общеобразовательных учреждений;
- Привлечение внебюджетных ресурсов;
- Организация деятельности общественных структур управления на школьном уровне;
- Мониторинг эффективности управления на школьном уровне.
На начальных этапах проекта пилотные школы должны кооперироваться в рамках своих специализаций и создать общие модели управления образованием на школьном уровне в области государственно-общественного управления образованием и самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности общеобразовательных учреждений с привлечением внебюджетных ресурсов. При этом будут проанализированы продуктивные способы осуществления управленческой деятельности; рассматрены сценарии перехода к данным моделям; оформлено необходимое нормативно-правовое, финансовое и организационно-управленческое подкрепление функционирования каждой модели, описаны социальные, организационные, экономические и правовые риски, связанные с переходом на новые модели, практические рекомендации по их смягчению и преодолению.
В соответствии с каждой из моделей будут разработаны учебные программы и материалы для переподготовки руководителей школ на основе опыта работы пилотных площадок. На основе полученного опыта разрабатываются рекомендации по организации переподготовки кадров в регионах РФ на базе созданной сети пилотных площадок.
На заключительном этапе проекта в 2006-2007 гг. будут оформлены предложения и рекомендации Минобрнауки России, региональных и муниципальных органов управления образованием по внедрению новой модели эффективного управления школой в условиях перехода к новым организационно-правовым формам функционирования образовательных институтов. Будет также разработан пакет рекомендаций для НФПК по распространению опыта деятельности пилотных школ по регионам РФ и подготовлен итоговый аналитический отчет о системных эффектах проекта по обновлению организации управления школой.
Работу по проекту курирует отдел стратегии развития образования Министерства образования Московской области.