Урок 20. Ледовое побоище
22.09.2019
Отработка терминов словаря желательна с фрагментами кроссворда, заготовленного на карточках. Задание: вписать в клеточки слово из семи букв, означающее предметы, защищавшие тело воина от поражений холодным оружием (стрелой, мечом, копьем). (доспехи). Место впадения реки в море
(устье). Название древнерусского воина
(ратник). Здесь же ученик кратко рассказывает об изготовлении кольчуг.
В ходе работы с текстом ученики запоминают дату Ледового побоища. На доску вывешиваются плакат: Запомни! 1242 год — нападение немецких рыцарей на Русь.
Любите азартные игры? Тогда читайте свежие новости покера здесь.
Вопросы:
• Какой это век?
• 1242 год — это первая или вторая половина века?
Ученики рассматривают доспехи рыцаря и его коня. Из текста они узнают о деревянных доспехах. Вопрос: почему у пеших воинов были деревянные доспехи? Примерный ответ: пешее войско состояло из ремесленников, крестьян, а у них не было денег на дорогие латы. Иначе вооружены зажиточные и богатые воины. Ученики читают текст и рассматривают рисунок с изображением воинов. Поверх кольчужных рубашек могла быть зашита из металлических пластин, что и показано на рисунке. Ученики работают со схемой битвы. По ходу чтения текста они рассматривают слева направо три этапа битвы: 1) перед битвой, 2) начало битвы, 3) окружение и разгром рыцарей. Учитель воссоздает образ Ледового побоища из поэмы К. Симонова: «Ледовое побоище»:
И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.
Вопросы:
• Над кем одержал победу князь Александр в 1240 г.?
• Что дала эта победа?
После ответа ученики читают вывод по теме в учебнике. При ответе на вопрос, почему рыцари потерпели поражение, ученики могут назвать несколько причин:
• Князем Александром удачно выбрано место для сражения.
• Умелое расположение войск на поле боя.
• Храбрость и сила русских воинов.
|