На главную
Контакты
Карта сайта
Новости
Министерство
Обращения граждан
Нормативные документы
Контакты
  Главная / Инновационная деятельность / Управляющие советы

Новости

23.07.2007 10:21
Министерство образования Московской области с 16 июля по 30 сентября проводит областной этап Всероссийского конкурса социальных проектов (программ) интеграции в общество молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Положение о конкурсе направлено в муниципальные органы управления образования и областные образовательные учреждения (письмо Министерства образования Московской области № 2227-07/07 от 13.04.2007 г.)
16.07.2007 10:14

Вечером 14 июля в Ватикане объявлены результаты Второго Международного Хорового конкурса духовной музыки. Серебряным дипломом награждён детский хор Детской хоровой студии «Пионерия».

06.07.2007 17:06

Со 2 по 6 июля в городе Серпухове Московской области проводилась I Всероссийская конференция «Информационные технологии в образовании, науке и производстве», учредителями которой выступили Министерство образования Московской области, Российская Академия образования, Академия информатизации образования, Академия социального управления, Институт информатизации образования РАО, структурное подразделение Администрации г.Серпухова «Комитет по образованию», Сургутский институт мировой экономики и бизнеса, Ассоциация муниципальных образований «Южное Подмосковье», Институт инженерной физики, Национальный институт им. Екатерины Великой, ООО «ФинПромМаркет-XXI».

Архив новостей

Управляющие советы

Становление и деятельность Управляющих советов общеобразовательных учреждений в Российской Федерации

Управляющие советы – это одна из моделей государственно-общественного характера управления школой.
Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» - учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как «государственный».
Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в ст.2 Законе РФ «Об образовании». Это является важным принципом государственной политики в области образования. Идея создания управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) - не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.
В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса - учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой (органом внутришкольного управления). Признаком его реального участия в управлении школой - возможность влиять на положение дел, доступ к принятию важных и ответственных управленческих решений.
Началу практической работы управляющих советов на местах предшествовали проекты, осуществленные в 2002-2004 гг. Государственным университетом Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) в рамках Федеральной программы развития образования (руководитель - директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования ГУ-ВШЭ А.А. Пинский):
  1. «Разработка механизмов совершенствования форм и активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования (в т.ч. предложения по совершенствованию законодательства)» (2002г.);
  2. «Создание комплексной модели участия общественности в управлении образовательными учреждениями общего образования» (2003г.);
  3. «Разработка нормативной и методической основы создания и функционирования советов общеобразовательных учреждений (включая анализ международного опыта, экономических аспектов деятельности советов общеобразовательных учреждений, корректировку и расширение комплекса нормативно-правовой базы, обеспечивающей их деятельность» (2004 г.)
В результате реализации этих проектов разработаны:
  1. Комплексная модель участия представителей общественных групп (родители учащихся, представители общественности, попечители) в управлении учреждениями общего образования;
  2. Предложения по изменению нормативно-правовой базы, обеспечивающей организацию и деятельность управляющих советов общеобразовательных учреждений;
  3. Проект комплексной программы мероприятий по поддержке становления управляющих советов общеобразовательных учреждений;
  4. Методические рекомендации по созданию и функционированию управляющих советов общеобразовательных учреждений для различных категорий участников деятельности советов.
В 2004 г. Министром образования и науки органам управления образованием Республики Карелия, Красноярского края, Воронежской, Московской, Самарской, Тамбовской, Ярославской областей, г. Москвы направлено письмо «О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений» (№ АФ-144 от 27 апреля 2004 г.)
В 2004 г. Департаментом общего и дошкольного образования Министерства образования РФ органам управления образованием Республики Карелия, Красноярского края, Воронежской, Московской, Самарской, Тамбовской, Ярославской областей, г. Москвы направлены методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений для использования в проводимой органами управления образованием, органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями работ (№ 14-51-131/ от 14.05.2004)
В 2004 г. Министерстве образования и науки Российской Федерации создана координационная группа по развитию государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями (приказ от «24» декабря 2004 г. № 143).
Наиболее значимым практическим результатом реализации раблоты является тот факт, что в 2004-2005 учебном году по инициативе органов управления образованием восьми субъектов Российской Федерации более чем в 50 общеобразовательных учреждений удалось образовать пилотные управляющие советы, а еще более 100 общеобразовательных учреждений в настоящее время ведут подготовку к формированию таких советов.
На сегодняшний день в Красноярском крае, Республике Карелия, Москве (Южный административный округ), Московской, Калининградской, Тамбовской, Ярославской областях с соблюдением всех правовых норм созданы свыше 80 школьных управляющих советов.
Работа созданных управляющих советов отличается высокой интенсивностью. Заседания в большинстве школ проводятся ежемесячно.
Типичными решениями первых заседаний управляющих советов стали: утверждение Положения об управляющем совете, избрание председателя, зам. председателя, секретаря, формирование комиссий, утверждение плана работы.
Среди первых председателей советов: руководитель благотворительного фонда, директор фирмы, декан факультета вуза, предприниматель, менеджеры по туризму и рекламе, специалист сельского совета, экономист сельхозпредприятия. Зафиксированы следующие первые важные прецеденты: принятие решения об оплате работы секретаря управляющих советов, включение делопроизводства управляющего совета в номенклатуру школы; отчет директора школы перед управляющим советом о финансовой деятельности школы в истекшем финансовом году и согласование заявки бюджетного финансирования школы.
Управляющие советы начинают решать проблемы, которые до этого не удалось решить не только директору, но и родительской общественности, действовавших обособленно, что проявляет потенциал управляющих советов как нового инструмента управления.
Среди интересных конкретных вопросов, решенных управляющими советами, можно отметить следующие:
  • изменение по ходатайству управляющего совета графика движения автобуса (маршрут № 11), на котором из левобережной части города учащиеся ездят в лицей (лицей «Дубна» (Московская область), директор Мещерская Т.Р.);
  • двое учащихся лицея «Дубна», награжденные дипломами I степени научно-практической конференции школьников направлены для участия в XX Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура» в рамках реализации программы «Одаренные дети» и развития исследовательской деятельности учащихся. Расходы за участие в конференции в размере 9800 руб. взял на себя Управляющий Совет (лицей «Дубна» (Московская область);
  • организация конкурсов проектов развития школы (школа №143 г. Красноярск);
  • - введение школьной формы лицеиста (лицей №86 г. Ярославль, директор Беляева И.Б.);
  • программа профилактики курения учащихся в школе (школа №39 г. Петрозаводска, директор Ерошкин А.Ю.);
  • установка, по ходатайству управляющего совета, светофора возле школы для обеспечения безопасности учащихся (шк. №548, г. Москва)
Сформированы комиссии управляющих советов. Наиболее часто встречаются следующие профили комиссий: по финансово-экономическим (хозяйственным) вопросам; по социально-правовым вопросам; по вопросам воспитания и здоровья; информационная; досуговая; конфликтная.
Мероприятия по обеспечению общественного участия в управлении образованием включены в проект Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.
В 2005 году работа по поддержке управляющих советов продолжается в рамках проекта «Обеспечение деятельности управляющих советов общеобразовательных учреждений» ()
В 2005 г. в рамках проекта разработаны:
  • Программа повышения квалификации и обучения общественных управляющих.
  • Учебно-методические материалы к программе.
  • Сборник: «Вариативные модели школьных Управляющих Советов в России: создание, деятельность, сопровождение».
  • Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих Советов.
В рамках проекта Британского Совета «Разработка Пособия
«Руководство для общественных управляющих Школьных Советов».
Формирование культуры взаимодействия между
участниками образовательного процесса и обществом» (руководитель проекта: Пинский А.А., директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования ГУ-ВШЭ; координатор проекта: Шимутина Е.Н., директор АНО «Попечительский Совет содействия развитию образования в школе 548»)
разработано и проходит апробацию пособие «».
29-30 октября 2005 г. в АПК и ПРНО прошла Межрегиональная конференция «Управляющие советы образовательных учреждений: расширение общественного участия в управлении школой». В конференции приняли участие представители органов управления образованием 38 субъектов РФ.
К числу обязательных критериев для школ-соискателей Президентских премий в национальном образовательном проекте отнесено наличие в .


Новости
Министерство
Обращения граждан
Нормативные документы
Контакты
© Copyright 2005–2007
Министерство образования Московской области
support@moinform.ru

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.